Фактическая проверка - новелла Налогового кодекса

Printer-friendly versionPDF version

Глава 8 Налогового кодекса Украины посвящена налоговым проверкам и предусматривает камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.
Последние пришли к нам вместе с Налоговым кодексом и является абсолютно новым инструментом «налоговика».
Так, согласно подпункту. 75.1.3. ст. 75 Налогового кодекса фактической проверка - это проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.
Таким образом, налоговый инспектор может посетить любое помещение, используемое «потенциальным» налогоплательщиком и определить реальность обязательств такого плательщика.
Определен и предмет проверки. Она осуществляется органом государственной налоговой службы относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).
Согласно указанному посетить можно даже просто для установления наличия свидетельства о государственной регистрации СПД и провести опрос имеющихся в помещении лиц по вопросам наличия трудовых отношений и соответствующего их оформления.
Порядок проведения фактической проверки установлен статьей 80 Налогового кодекса.
Прежде всего надо знать, что фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).
Основанием проведения фактической проверки является решение руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки.
Решения руководителя налогового органа может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, и возникает необходимость проверки таких фактов;
  • в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и оборота подакцизных товаров;
  • письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
  • непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;
  • получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;
  • в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства относительно расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами). Фактическая проверка, осуществляемая по этому обстоятельству может быть проведена для контроля прекращения нарушения законодательства единовременно в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки.
  • в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Надо иметь в виду, что перед началом фактической проверки, по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций, должностными лицами органов государственной налоговой службы на основании подпункта 20.1.9 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса может быть проведена контрольная расчетная операция.
Допуск должностных лиц органов налоговой службы к проведению фактической проверки осуществляется согласно статье 81 Налогового кодекса. То есть при наличии приведенных выше оснований (в т.ч. копия приказа) и при условии предъявления направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, (сверяем с копией - автор), наименование и реквизиты субъекта (об объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, проводить проверку. Направление на проверку в таком случае является действительным при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, скрепленная печатью органа государственной налоговой службы.
Во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе тем, которым установлено испытания, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы ведения учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, сведения об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, позволяющие ее идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и т.д.).
Фактическая проверка производится двумя и более должностными лицами органа государственной налоговой службы в присутствии должностных лиц предприятия или его представителя и / или лица, фактически осуществляет расчетные операции.
Во время проведения проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку, может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы и должностными лицами предприятия или его представителя и / или лицами, фактически осуществляют хозяйственные операции.
Продолжительность фактических проверок, согласно п. 82.3. Налогового кодекса, не должна превышать 10 суток. Продление срока такой проверки осуществляется по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 5 суток.
Основаниями для продления срока проверки являются:

  • заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки);
  • сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени предприятия и / или его хозяйственных объектов.

Результаты фактической проверки оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.
Поскольку фактическая проверка проводится без предупреждения, к ней надо быть готовым в любое время. Наши юристы окажут необходимое сопровождение при налоговых проверках.

Сметана Василий - юрисконсульт
Юридического объединения «СН-груп»