О "признаках фиктивности"

Страница для печатиPDF version

Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины" от 02.12.2010 г. N 2756-VI Хозяйственный кодекс Украины дополнен статьей  551 "Фиктивная деятельность субъекта ведения" хозяйства следующего содержания:

1. Признаки фиктивности, которые дают основания для обращения к суду о прекращении юридического лица или прекращении деятельности физическим лицом - предпринимателем, в том числе признания, регистрационных документов, недействительными:

зарегистрировано (перерегистрируемый) на недействительные (потерянные, затерянные) и поддельные документы;

незарегистрировано в государственных органах, если обязанность регистрации предусмотрена законодательством;

зарегистрировано (перерегистровано) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление подставным (несуществующим), умершим, без вести исчезнувшим лицам или таким лицам, которые не намеревались осуществлять финансово хозяйственную деятельность или реализовывать полномочия;

зарегистрировано (перерегистрировано) и ведению финансово хозяйственную деятельность без ведома и согласия его основателей и назначенных в законном порядке руководителей.

С первого взгляда название этой статьи достаточно похоже с названием статьи 205 Уголовного кодекса Украины "Фиктивное предпринимательство", которая отмечает, что;

1. Фиктивное предпринимательство, то есть создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, относительно которых есть запрещение, - карается штрафом от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до трех лет.

2. Те же действия, если они совершенны повторно или причинили большой материальный вред государству, банковые, кредитным учреждениям, другим юридическим лицам или гражданам, -

караются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

            (Примечание. Материальный вред, который причинен физическим лицам, считается большим, если она в двести и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а материальный вред, который причинен государству или юридическим лицам, считается большим, если она в тысячу и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан).

Как видим, невзирая на схожесть названий этих статей, их содержание существенно отличается.

Статья 205 Уголовного кодекса Украины устанавливает ответственность за действия, которые с внешней стороны являются полностью легальными. При этом лица, которые стоят за созданным или приобретенным субъектом предпринимательства, в действительности имеют целью не занятие полноценной, самодостаточной предпринимательской деятельностью, а совсем другое - прикрываясь коммерческим юридическим лицом как ширмой, они стремятся скрыть свою незаконную деятельность.

Название статьи 551 Хозяйственного кодекса Украины "Фиктивная деятельность субъекта ведения" хозяйства не содержит дефиницию фиктивной деятельности, а лишь устанавливает признаки фиктивности, связанные с  регистрацией (перерегистрацией) предприятия (физического лица - предпринимателя). Наличие перечисленных "признаков" дает право для обращения к суду с иском о прекращении юридического лица или прекращении деятельности физическим лицом - предпринимателем, в том числе признания, регистрационных документов, недействительными. То есть название статьи не отвечает ее содержанию.

Эта статья вступила в силу одновременно с Налоговым кодексом Украины. И это объясняет появление такой необычной для украинского законодательства дефиниции, как "признаки фиктивности". Это словосочетание вошло в украинское законодательство из налогового жаргона. Налоговики, а следом за ними и средства массовой информации,  широко употребляют термины, которые не существуют в законодательстве: „фиктивные предприятия”, „фиктивные фирмы”, „виртуальные предприятия”, „конвертацийнные центры”, „транзитные фирмы”, налоговые ямы" и все такое. 

Еще в письме Государственной налоговой администрации Украины №8742/7/26-9517 от 03.06.2002 года упоминався АРМ  "Оперативный учет предприятий с признаками фиктивности", на который требовалось направлять данные о предприятиях с признаками фиктивности.

Несогласованность определений  "фиктивности" в криминальном и хозяйственном законодательстве, логическая незавершенность статьи 551 Хозяйственного кодекса Украины, имеет, однако, значительный внутренний смысл.

Во-первых, манипулирование "признаками фиктивности" в значении как элемента внутреннего оперативного учета налоговой, так и в значении части правовой нормы Хозяйственного кодекса Украины является средством психологического давления на руководителей налогоплательщиков.

Как пример. В пункте 7 дополнению 1 к приказу "Примерная форма электронного сообщения о результатах электронной обработки (сверки) налоговой информации из налога на добавленную стоимость"  приказа ГНА Украины от 11 февраля 2011 года № 85 "О внедрении электронного сервиса для налогоплательщиков - юридические лица" (в Минюсте не зарегистрированный)  отмечены следующее:

7. По результатам обработки данных Единного реестра налоговых накладных сообщаем.

В соответствии с требованиями части первой статьи 203 Гражданского кодекса Украины содержание сделки не может противоречить интересам государства и общества, его моральным принципам.

Ввиду этого, предлагаем Вам проверить такие операции согласно информации Единного реестра налоговых накладных, какие выписанные от субъектов ведения хозяйства, которые подпадают под признаки фиктивности в соответствии со статьей 551 Хозяйственного кодекса Украины:

№ податкової накладної/розрахунку коригування 

Дата виписування 

Сума ПДВ, грн. 

Код ЄДРПОУ продавця 

Найменування продавця 

Номенклатура товару/послуги 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Правовыми последствиями совершения правочину, который нарушает публичный порядок, что противореччит интересам государства и общества, может быть признание его недействительным. Если признанный судом недействительным правочин совершенно с целью, что завідомопротивореччит интересам государства и общества, то при наличии умысла у обеих сторон (в случае выполнения правочину обеими сторонами) в доход государства по решению суда стягивается все получено ими по соглашению, а в случае выполнения правочину одной стороной с другой стороны по решению суда стягивается в доход государства все получено ею и все должное - из нее первой стороне на возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон все получено ею за правочином должно быть возвращено другой стороне, а получено последней или должное ей на возмещение выполненного по решению суда стягивается в доход государства (часть третья статье 228 Гражданского кодекса Украины).

Из содержания цитируемого пункта выплывает, что отмеченные в нем предприятия "подпадают под признаки фиктивности" на основании данных оперативно-разыскной деятельности налоговой милиции. Однако, налоговая прямо намекает налогоплательщику на возможность применениям санкций, предусмотренных новой редакцией статьи 238 Гражданского кодекса Украины (какая принята также по закону Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины" от 02.12.2010 г. N 2756-VI).

Не всякий руководитель после  такого замечания захочет выяснять, правомерно ли были применены к его предприятию штрафные санкции в других случаях.

Во-вторых, это дает возможность внедрения внутренней налоговой терминологии ко всей системе законодательства. Да, в  пункте 7 постановления КМУ, НБУ №270 от 09.03.2011 года "Об утверждении плана мероприятий на 2011 год из предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" Государственной налоговой службе, МВД, СБУ, Государственной службе финансового мониторинга, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг приказано осуществлять мероприятия, направленные на выявление фактов и прекращение противоправной деятельности "конвертационных" центров и предприятий с признаками фиктивности, задействованных в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма.

Есть все основания считать, что следующий шаг - внедрение налогового жаргона в судебную практику. В решениях судов по уголовным делам уже в настоящий момент употребляются термины наподобие "фиктивная фирма", "фиктивное предприятие". Последующее использование налоговых неологизмов в судебных делах значительно облегчит работу налоговых юристов.

На время написания этой статьи в Единственном государственном реестре судебных решений не автором найдено ни одного решения о прекращении юридического лица или прекращении деятельности физическим лицом - предпринимателем  за предписанием статьи 551 ГК Украины. Поэтому анализировать практик ее приложения еще рановато.

P.S. На сайте ГНА Украины появился  раздел с названием "Узнай больше о своем бизнесе-партнере" на котором ГНА предлагает оценить налоговые риски партнера по бизнесу, который возможно, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, является банкротом или отсутствующий по определенному в учредительных документах адресу, является инструментом для минимизации налогов („налоговая яма”) или участником схем оптимизации бюджетных платежей и тому подобное.

 

Зарайский Владимир — юрисконсульт
Юридического объединениня «СН-груп»

Новое на сайте

Новые правила аккредитации на таможне
29.04.2014 - 8:49
Декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности
10.04.2014 - 13:04
Практические особенности обжалования решений, действий и бездействия должностных лиц в исполнительном производстве.
24.03.2014 - 10:33
Необходимость получения разрешения на размещение опасных отходов
20.03.2014 - 10:17